Шаг в будущее…
От поведения подростка, от поставленных им целей, от выбранной системы ценностей во многом зависит его будущее и будущее нашего общества.
Что же совершает подросток, которого называют правонарушителем?
И в России, и за рубежом сегодня принято выделять два понятия – проступок, то есть незначительное правонарушение, и преступление, ответственность за которое предусмотрено Уголовным кодексом. В психологии и юриспруденции есть даже разные названия для таких видов деятельности.
Очевидно, что об асоциальном поведении несовершеннолетних имеет смысл говорить лишь по достижении ими определенного возраста – не ранее 6-8 лет. Маленький ребенок не может в полной мере осознавать и контролировать свое поведение (мы не будем называть правонарушителем ребенка, который принес домой из детского сада понравившуюся игрушку, однако объясним ему недопустимость таких поступков). Только в школе ребенок впервые по-настоящему сталкивается с социальными требованиями, и от него начинают ожидать выполнения определенных правил.
Некоторые проступки и правонарушения совершаются подростками из-за озорства или любопытства, или желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. И чем старше становятся подростки, тем чаще их асоциальное поведение делается рациональным, спланированным, и тогда на первое место выходят мотивы корысти, выгоды, зависти. Исследователи отмечают, что именно таких подростковых преступлений становится в последние годы все больше…
Какие подростки чаще всего становятся правонарушителями?
В первую очередь в «группе риска» находятся несовершеннолетние, в близком окружении которых много криминальных личностей (родственников или друзей). Такие подростки быстро усваивают преступные способы поведения и сознательно начинают им следовать.
Так же это могут быть подростки, у которых типичные возрастные особенности поведения выражены слишком сильно (вспыльчивость, чувство протеста, ложное понятие чувства взрослости, повышенная внушаемость и склонность к подражанию). В некоторых случаях противоправные действия совершаются подростками ввиду нарушения их психического развития. Например, последствия черепно-мозговых травм или других нарушений психики часто приводят невозможности полностью осознать последствия своих поступков, а также трудностям самоконтроля, излишней возбудимости и вспыльчивости. Такие подростки часто впадают в гнев; могут ударить обидчика, даже если повод незначителен; в возбужденном состоянии плохо контролируют свои действия (бьют посуду, швыряют вещи, ломают мебель).
И, наконец, к совершению правонарушений могут быть склонны те подростки, у которых оказались неразвиты высшие чувства (совесть, долг, ответственность, привязанность к близким). Такие подростки практически не читают, заполняют свободное время беспорядочным просмотром развлекательных телепередач, «сидением» в соцсетях или проводят его в компании похожих на них сверстников.
Больше всего они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия, равнодушны к чужим переживаниям и страданиям.
Вот примеры «жизненных девизов» таких подростков: «Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы;, «Если нельзя, но очень хочется , то можно»; «Удовольствие –это главное к чему стоит стремиться в жизни».
Уважаемые родители!
Присмотритесь к поступкам и требованиям своего ребенка!
Может быть, совсем не зря сегодня вызвали Вас в школу?
Т. Л. Мусатьянова |